Кантемиров Алибек Тузарович
(1882-1975)
Основатель советского конного цирка и знаменитой династии наездников Кантемировых, народный артист России
Романтик арены
К 120 летию со дня рождения Алибека Кантемирова
(15 мая 2002 года)
К его 90 годам, юбилей, который отмечала вся Осетия и весь цирковой мир, за плечами у Алибека Кантемирова была большая жизнь создателя первой национальной труппы осетинских джигитов "Али-Бек", наездника, которому не было равных, автора неповторимых трюков. Успех у зрителей ему обеспечивал уже сам облик: высокий, плечистый, с атлетическим торсом, крепкими руками, он, казалось, был создан для джигитовки. Но те, кто знал его ближе, видели в нем прежде всего глубокую, самобытную личность, отмечали его обостренное чувство справедливости, колоссальную, на уровне самосожжения, работоспособность в стремлении постичь искусство верховой езды, дрессировки лошадей.
Алибек едва ли помнил, когда его впервые посадили на коня: горец осваивал седло раньше, чем начинал ходить. С самых ранних лет его жизнь была связана с конем. Впервые в жизни он увидел настоящие скачки еще в раннем детстве в селении Даргавс, куда родители взяли его с собой на праздник. То, что тогда испытал маленький Алибек, наблюдая за несшимся в вихревом галопе конями, слившимися с ними юными, чуть старше его самого, наездниками, навсегда предопределило его судьбу, зажгло в сердце неистребимую страсть. Маленьким Алибеком с тех пор завладела мечта стать знаменитым наездником. Но прежде чем осуществилась мечта, ему пришлось стать возчиком на кирпичном заводе барона Штейнгеля: отцу не под силу было одному кормить семью. Каторжный труд на заводе закалил Алибека, выносливость и сноровка, выработавшиеся у него в детстве, помогли ему овладеть конным спортом, для занятий которым он все же находил время. В начале 900-х годов Алибек обратился к владельцу одного из владикавказских конюшен с просьбой попробовать его в скачках. Тот с сомнением оглядел мощную фигуру молодого человека и сказал:
– Видел тебя, верховой ездой ты владеешь отлично, но вес у тебя не жокейский…
И все же молодой человек убедил хозяина конюшен испытать его, и он выигрывает первую же скачку. Скоро он становится одним из лучших жокеев Кавказа, и теперь уж сами владельцы скаковых лошадей наперебой приглашают его на работу. Его уже хорошо знают зрители Владикавказа, Пятигорска, Нальчика, Ростова, Новочеркасска и других городов.
Но Алибека манило цирковое искусство, поэтому, когда во Владикавказ приехал цирк Малюгина, среди борцов которого был и земляк Кантемировых знаменитый силач и великан Казбек-гора, Темирболат Кануков , он буквально умолял своего старшего брата Ислама обратиться к нему. Кануков же упросил хозяина цирка взять Алибека учеником. Он был безмерно счастлив.
Поначалу его повседневные занятия были далеки от искусства. Он чистил клетки, помогал устанавливать реквизит, расклеивал афиши. Общительный от природы, проворный, он все это делал легко и охотно, но старался каждую свободную минуту отдавать лошадям, ухаживал за ними, упражнялся в верховой езде, джигитовке. И настал день, когда хозяин цирка освободил его от черной работы и дал возможность готовить свой номер.
И вот на арене – Алибек Кантемиров. Наездник с первых же минут завоевывает зрителей. Эффектные трюки, которыми он владел с детства, доведены до совершенства, с непостижимой легкостью срывается наездник с седла, мгновенно перелетает вокруг шеи лошади, стремительно падает вниз, скрывается под крупом лошади и через миг показывается с другой стороны. И во всем этом не только внешняя пластическая красота, но и колоссальное внутреннее достоинство. Публика батумского цирка, где состоялось это выступление 11 февраля 1907 года, неистовствует, но она еще не знает, что стала свидетелем рождения новой восходящей звезды осетинского цирка.
Блистательный дебют окрылил молодого наездника, но не вскружил голову, он постоянно учится, изучает все, что касается верховой езды, дрессировки лошадей, много читает, старается внести в свое выступление что-то собственное, оригинальное, обдумывает новые трюки и… вынашивает планы создания конной труппы.
С каждым выступлением растет искусство молодого джигита, он приобретает широкую известность, его приглашают лучшие цирки не только России, но и Европы. Он демонстрирует самобытную джигитовку, основанную на конно-спортивных играх не только осетин, но и других народов, он создает целый ряд сложнейших трюков, один из которых – пролезание меж задних ног лошади с выходом на ее круп на полном скаку до сих не повторил ни один наездник.
В 1928 году наконец-то осуществилась мечта Алибека Тузаровича. Вместе со своими единомышленниками – младшим братом Ибрагимом Кантемировым, джигитами Казбеком Нугзаровым, Магометом Нурмагомаевым, наездницей Стефой Перец он создает первую национальную конную группу. И с первых же дней выступления принесли ей громкую славу. Труппа, руководимая Алибеком Кантемировым, много гастролирует, выезжает за границу, выступает на лучших аренах Германии, Бельгии, Швейцарии, Испании, Франции, Голландии, Дании, Англии и везде с триумфальным успехом. Яркое, темпераментное зрелище захватывало публику и держало в напряжении до последней секунды. Достаточно сказать, что после выступления на арене всемирно известного английского цирка "Олимпия" его владелец Миллсс обнял Кантемирова и сказал:
– Сэр, ваше выступление – фурор. Ничего подобного я никогда не видел. Я преклоняюсь перед вами.
А вот что говорил австралийский дрессировщик Джеральд Хайд: "Мистер Алибек наиболее выдающийся наездник, которого я когда-либо видел". Десятки вырезок из журналов, газет, письма, отзывы зрителей восторженных, хвалебных рецензий, хранящихся в семейном архиве, лучше всего говорят сколь велико было мастерство Алибека Кантемирова, как популярна была во всем мире труппа "Али-Бек".
Его искусство нашло дорогу к сердцам зрителей, значит не зря прожита жизнь. Его труд отмечен орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, ему присвоены звания народного артиста России и заслуженного деятеля искусств Северной Осетии. Так оценена была вся его деятельность – нескончаемая учеба, изнурительная работа и вечный поиск. Но самой высокой наградой все же были его наследники, сыновья и внуки, продолжатели не только рода Кантемировых, но и династии цирковых наездников Кантемировых. Хасанбек, Ирбек, Мухтарбек. Эти имена столь же знамениты в цирковом мире, как и Алибек. Его сыновья, его ученики, которыми он гордился. Как и именами десятков других учеников, ставшими гордостью советского, российского цирка.
Т. БЕЛИКОВА.
Северная Осетия, № 86 (23643) от 15 мая 2002 года
Алибек Кантемиров - полвека в цирке
Под звуки лихой лезгинки на манеж Бакинского цирка на полном скаку вылетают всадники в белых черкессках и папахах. Впереди них — стройный джигит с мужественным лицом. Это заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР Алибек Тузарович Кантемиров.
Глядя на то, как он наравне с другими участниками аттракциона мастерски выполняет сложнейшие номера джигитовки, как-то не верится, что ему исполнилось 75 лет со дня рождения и 50 лет артистической деятельности.
...Еще в начале века Алибек — юноша из бедного осетинского аула связал свою судьбу с цирком. Был он униформистом и подсобным рабочим. Но природная настойчивость и вера в свои силы помогли ему стать цирковым наездником.
11 февраля 1907 года шпрехшталмейстер Батумского цирка объявил его первое выступление на манеже.
Еще до революции Алибек Кантемиров в качестве соло-джигита с успехом выступал на манежах лучших цирков России и Австро-Венгрии.
В советские годы в полную силу расцвел яркий самобытный талант Алибека. Им был создан большой конно-спортивный аттракцион, о котором он еще мечтал до революции.
С этим аттракционом в 1927-31гг. артист демонстрировал возросшее мастерство молодого советского цирка на манежах Западной Европы.
В историю советского цирка Алибек Кантемиров вошел не только как непревзойденный наездник, но и как талантливый педагог. Многие из его учеников стали мастерами конного цирка. Среди них в первую очередь следует назвать сыновей Алибека — заслуженных артистов Северо-Осетинской АССР Ирбека и Хасанбека Кантемировых. Под руководством Алибека Кантемирова были поставлены сложнейшие конные трюки в кинофильмах «Застава в горах», «Опасные тропы», «Школа мужества» и «Смелые люди».
Правительство высоко оценило артистическую и педагогическую деятельность Алибека Кантемирова, наградив его орденом «Знак почета».
Нет ни одного цирка в стране, где бы не выступал со своим номером Алибек Кантемиров. Поэтому было так много приветствий и телеграмм с пожеланием дальнейших творческих успехов артисту от зрителей, друзей — артистов и учеников, когда после выступления на манеже состоялось чествование старейшего ветерана советского цирка.
Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г
КАНТЕМИРОВЫ
Фотогалерея