« Ноябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Хороша сихотэ-алиньская тайга осенью. Ее зеленый убор дополнен ярко-желтыми и красными тонами всевозможных оттенков. В ее чаще созрел дикий виноград, который так любят медведи и дикие козы.
Яркий полдень. По тропинке, протоптанной зверем и ведущей к берегу реки, идет девушка в яркой косынке, телогрейке и сапогах. В ее руке корзинка, полная винограда. Что-то напевая, девушка лакомится чуть кисловатыми сочными ягодами. За нею крадется, припадая к земле, громадный тигр. Он не спускает глаз с девушки, а его мощное тело собралось для прыжка. Еще мгновение — и, неслышно оттолкнувшись задними лапами, тигр делает прыжок и наваливается на девушку.
Тайгу оглашает рев зверя, крик девушки, испуганные голоса птиц... Но, что это? Тигр вдруг приседает на задние лапы, освобождает из своих объятий девушку и отворачивается. Разгневанная девушка, сидя на земле перед зверем, поправляет косынку, бьет ладонью тигра по носу и выговаривает ему: «Сумасшедший! Ты же мне рассыпал виноград!»...
Это не сказка. Мы описали один из эпизодов цветного документального фильма о дрессировщице тигров Маргарите Назаровой, отснятого год назад Дальневосточной киностудией. Для съемок этого фильма тигр был вывезен в уссурийскую тайгу. Поразительный по смелости опыт, ибо, оказавшись на свободе в родной обстановке тайги, тигр мог под воздействием мощных природных инстинктов превратиться из послушного воле своей хозяйки зверя в дикого повелителя тайги, которому удэгейцы не зря присвоили милое прозвище «Амба»...
Этого не случилось. Оказавшись на свободе, тигр скрылся в чаще. За ним туда бросилась Назарова, и уже через полчаса они вернулись и были готовы к съемке. Это время тигр провел, принюхиваясь к новым запахам, катаясь по настоящей таежной земле, точа свои страшные когти на сосне, от которой при этом отлетали громадные куски коры, и наслаждаясь полной свободой. Однако сила дрессировки оказалась настолько большой, воспитанные у зверя рефлексы настолько прочными, что даже в тайге, находясь на свободе, тигр не вышел из повиновения своей хозяйке!
Был ли риск при осуществлении этого эксперимента безрассудным? Нет, Назарова пришла к этому опыту в результате длительной подготовки.
...В 1946 году юная Рита Назарова вступила на эстраду с балетно-акробатическим номером, а потом стала участницей акробатических ансамблей. Начались ее артистические странствия. Случай привел ее на московскую киностудию.
В это время шла подготовка к съемкам приключенческого фильма «Опасные тропы». В сценарий фильма были включены хорошо известные сейчас кинозрителям эпизоды с тигром. Для съемок киностудия приобрела трех уссурийских тигров (Ахилла, Раду, Байкала), которые незадолго перед этим были выловлены в сихотэ-алиньской тайге известным дальневосточным тигроловом Игнатом Трофимовым, а четвертый — бенгальский тигр Пурш — был приобретен в Рижском зоопарке, где он родился в декабре 1952 г.
В качестве дрессировщика студией был приглашен народный артист РСФСР Б. Эдер. Дрессировщиком-стажером был назначен К. Константиновский. В связи с тем, что актриса, исполнявшая роль Галины, по сценарию обязанная спасаться от тигра на дереве, отказалась от какого-либо общения с тиграми, пришлось прибегнуть к дублированию этой роли. Предложение стать такой дублершей было сделано Маргарите Назаровой.
Решение принято! Маргарита Назарова оставляет балет и целиком отдается новому делу. Целыми днями она не отходит от клеток с тиграми. Постепенно они привыкают к ее виду и голосу. Под руководством Б. А. Эдера она с каждым днем входит все в более и более тесное общение с тиграми. Иногда ей кажется, что уже можно войти в клетку, такими славными выглядят эти четыре громадных зверя... Они уже знают ее и забавно фырчат при ее приближении. Но ей еще не разрешают входить в клетку. Еще рано! Опытный дрессировщик знает, насколько обманчивы эти знаки расположения у зверя, насколько коварны эти дикие кошки.
...Так проходят месяцы. Они наполнены у Маргариты Назаровой напряженным трудом. Она терпеливо изучает характер и повадки каждого тигра, внимательно и прилежно обучается технике работы дрессировщика, осваивает правила ухода за зверями.
Назарова давно ждала приглашения в клетку и все же, когда она его получила, оно оказалось неожиданным. Вот он, знаменательный момент! Назарова приблизилась к Пуршу с ласковыми словами, которые он так привык слышать от нее раньше, когда их разделяла клетка. Тигр внимательно наблюдал за каждым ее движением, но не проявлял никаких признаков агрессивности.
— Погладьте его,— сказал Эдер.
Маргарита Назарова ласково коснулась шелковистого бока тигра. Видя, что Пурш принял ласку, она решила повторить ее и... совершила свою первую ошибку. Как только ее рука вторично коснулась тигра, тот мгновенно бросился на нее. Между Назаровой и тигром оказался Эдер, который немедленно наказал Пурша. Назарова снова подошла к тигру. На этот раз он отнесся к ней более терпимо. Так началась дружба между Пуршем и его хозяйкой.
С этого памятного дня работа молодой дрессировщицы тигров проходит уже в самой клетке. Отрабатываются трюки, необходимые для фильма, делаются пробные съемки. Коллектив дрессировщиков добился блестящего успеха — фильм был отснят в соответствии со сценарием.
Заканчивались съемки «Опасных троп», а в Ленинграде уже готовились к постановке нового фильма — «Укротительница тигров». Группа тигров прибыла на студию «Ленфильм». Маргарита Назарова должна была в фильме дублировать киноактрису Касаткину, снимавшуюся в главной роли. В процессе подготовки и проведения съемок дрессировщица все более и более сближалась с тиграми. И было вполне логичным, когда после успешного окончания съемок было решено готовить с этой группой новый аттракцион (по сценарию, предложенному Б. А. Эдером).
Начался самостоятельный творческий путь дрессировщицы, при первых выступлениях которой ей помогал своими советами Б. А. Эдер. К. Константиновский стал тренером группы и ближайшим помощником Маргариты Назаровой. В дальнейшем ее группа пополнилась двумя молодыми уссурийскими тигрицами Найдой и Пупой. Начались поездки с аттракционом по всей стране.
Так появилась на цирковой арене дрессировщица уссурийских тигров Маргарита Назарова. За короткое время ее имя стало широко известным не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ее полюбил зритель во всех уголках Советского Союза, о ней пишут журналы и газеты, на нее и ее питомцев часто обращается объектив кинокамеры.
В чем же «секрет» достижений Маргариты Назаровой?
Маргарита Назарова взяла все лучшее, что создала советская школа дрессировки и смело отбросила ненужное, наносное, показное. Это и придает ее работе с тиграми подлинную артистичность, приносящую радость зрителю. И только пистолет у Константиновского, сидящего в первом ряду зрителей, да ствол пожарного рукава, направленный в клетку, говорят о том, что Назарова играет в клетке не с домашними кошками, а со свирепыми обитателями уссурийской тайги, способными ударом лапы убить быка.
Легкость, непринужденность, хороший юмор, отсутствие нарочитости — вот что отличает поведение Маргариты Назаровой в клетке. Тигры, как правило, охотно выполняют свои обязанности, чаще всего мы видим их играющими, фырчащими от удовольствия. Дрессировщица на протяжении всего аттракциона «разговаривает» со своими питомцами, шутит, играет с ними. В руках у нее нет ничего, что могло бы причинить боль животному, что могло бы хоть сколько-нибудь защитить ее от возможного нападения тигра.
В основе системы дрессировки и построения аттракциона Назаровой лежит творческое освоение теоретического и практического наследия советской школы дрессировки животных, с успехом использующей учение великого физиолога И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, его методику воспитания у животного временных связей — условных рефлексов.
Существует три основных направления в дрессировке хищников. Одно из них строится на системе воспитываемых у зверя болевых рефлексов («сделай это, а не то я причиню тебе боль»), другое основано на системе пищевых рефлексов («сделай это и ты получишь лакомство»). Третье направление обычно называют (не совсем точно) комплексной, или смешанной, дрессурой. Идея ее выражается в формуле «сделай это и ты получишь лакомство, а если ты выйдешь из повиновения, будешь наказан».
Длительное время главным направлением дрессуры крупных хищников являлось первое направление, основанное на болевых рефлексах. Нет нужды особо подчеркивать, что болевая дрессировка в своей основе чужда советскому цирку.
Но можно ли крупных хищников дрессировать с использованием только вкусопоощрения? Можно ли только кусочком мяса добиться безотказного выполнения зверем своих обязанностей? К сожалению, нет, нельзя. Советские дрессировщики крупных хищников используют в своей работе систему смешанной дрессуры с преобладанием пищевых рефлексов.
В результате громадной затраты труда и времени при максимальной мобилизации терпения и внимательности дрессировщика удается добиться успеха — «научить» зверя выполнять определенные действия. Однако дрессировщик обязан постоянно быть бдительным и поддерживать в клетке дисциплину.
На одном из представлений Рада, вместо того чтобы идти на прыжок, вдруг затеяла игру с Ахиллом. Назарова напоминает Раде о ее обязанностях:
— А ну-ка, девочка, иди работать!
«Девочка» не слушается и продолжает возиться с Ахиллом.
Следует строгий приказ:
— Рада! Прыгать!
И этот «посыл» нужного результата не дает. Вздрогнув от окрика, Рада прекращает игру с Ахиллом, но она явно недовольна и агрессивно шипит, прижав уши и обнажая страшные клыки. Дрессировщица отлично видит, что зверь готов напасть и необходимо его «тушировать». Следует вторичный, еще более резкий окрик и хлесткий хлопок бича по манежу. Но и это на Раду не действует! Ослепленная вспышкой чисто звериной ярости, она начинает напрягать лапы, приседает, группируется для прыжка. Жизнь дрессировщицы в этот момент висит на волоске, она знает, что должна немедленно, если так можно выразиться, «образумить» зверя. Она вдруг делает неожиданный выпад в сторону стоящей рядом тумбы. Рада мгновенно преображается и идет на трюк.
Что же произошло? Почему неожиданное резкое движение дрессировщицы «образумило» тигрицу?
Дело в том, что наряду с воспитанными у животного временными связями — условными рефлексами, его действиями управляют инстинкты, безусловные рефлексы и ряд стихийно возникающих условных рефлексов. В каждый данный момент один из них преобладают, другие заторможены. Дрессировщик должен очень тонко, очень чутко и очень искусно разбираться в сложной гамме возбуждений и торможений, определяющих поведение животного. Вовремя не уловить вновь возникшее возбуждение или вновь наступившее торможение означает подвергнуться серьезной опасности.
В описанном выше эпизоде инстинкт охоты, проявившийся у Рады в агрессии, направленной на человека, был вовремя переключен на оборонительный рефлекс, заговоривший при неожиданном движении дрессировщицы в сторону тумбы. Это переключение вывело Раду из состояния, когда временная связь на трюк была подавлена и тигрица вспомнила о своих обязанностях.
Таким образом, болевой элемент в смешанной дрессуре надо понимать не буквально, как только причинение зверю боли, но и как напоминание зверю о том, что боль может быть причинена. Здесь-то и используется хорошо развитый у каждого хищника оборонительный рефлекс. Такая трактовка смешанной дрессуры и является, пожалуй, главной особенностью системы работы с тиграми, применяемой Назаровой.
Работая с крупными хищниками, дрессировщик обязан учитывать особенности характера зверя. Назарова отлично знает это. Ахилл, например, любит увильнуть от работы. Этот громадный и умный тигр требует к себе особого внимания дрессировщицы для удержания его в повиновении.
...Однажды Назарова заметила, что Ахилл становится на представлениях непослушным. На репетициях же, а они обычно проводятся сейчас же по окончании вечернего представления, Ахилл добросовестно и четко выполняет свои обязанности. Возникло подозрение, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репетиции при его непослушании дрессировщица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. Вот Ахилл и «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не следует... Оставлять такую временную связь у зверя, разумеется, нельзя было, ибо она могла привести к весьма серьезным последствиям. Нависшая опасность была остроумно ликвидирована. Назарова попросила всех своих товарищей по работе — цирковых артистов и обслуживающий персонал — прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр — дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду... Ахилл был обманут — он почувствовал себя на представлении и перестал слушаться дрессировщицу... Но... что это? Вместо обычных «разговоров» и увещаний Ахиллу конкретно показывается, к чему приводит непослушание. Для тигра это неожиданность: «на представлении» и вдруг... Так вредная временная связь была заторможена. С тех пор Ахилл ведет себя одинаково и на репетициях и на представлениях, не желая еще раз попасть впросак.
Система дрессировки тигров, которой придерживается Маргарита Назарова, отличается рядом весьма интересных особенностей. Маргарита Назарова не требует от своих питомцев постоянного сидения на тумбах. Они свободно перемещаются по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для перестановки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно занимают свои места. Это придает всему номеру атмосферу непринужденности, изящной простоты. Добиться этого было нелегко. Еще труднее обеспечить при этом безопасность работы дрессировщика в клетке.
В труде дрессировщика нет малозначительных мелочей. Когда однажды Маргарита Назарова перед представлением недостаточно тщательно вымыла руки и они сохранили запах духов, Рада чуть было не сорвала выполнение трюка. Иногда же совсем пустяковый на первый взгляд недосмотр ставит под серьезную угрозу жизнь дрессировщика.
...Это случилось на одной из репетиций во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года. Отрабатывался прыжок Рады над головой Маргариты Назаровой. Став между двумя отставленными на значительное расстояние друг от друга тумбами, дрессировщица приглашает Раду совершить прыжок. Тигрица охотно идет на трюк. Вот она мягким грациозным движением вскакивает на тумбу. Громадное тело собирается для большого прыжка... Вот она уже в воздухе над запрокинутой головой Маргариты Назаровой и... лицо дрессировщицы заливает кровь. Рада испуганно жмется к ее ногам.
Что же случилось? Оказывается, тумба, с которой Рада начинает свой прыжок, под напором задних лап тигрицы сдвинулась, а это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщицы, сорвав с нее кожу вместе с волосами. Так незначительная на первый взгляд небрежность в установке тумбы оставила о себе значительную память.
Дрессировщик обязан обдумывать каждое свое действие, каждый свой шаг, анализировать, если можно так выразиться, состояние временных связей у зверя в каждый данный момент. Ошибки здесь, как правило, влекут за собой большие или меньшие неприятности.
Маргарита Назарова обладает чудесным свойством — все время искать, вдумчиво творить, стремиться уйти от таких, подчас десятилетиями освященных традиций, которые делают работу дрессировщика заурядной. И надо сказать, в этом стремлении Назарова имеет уже ряд достижений.
Молодая дрессировщица изучает поведение дрессированных тигров вне обычной клетки, где царит тщательно продуманная система временных связей и «посылов», на которые зверь реагирует, совершая то или иное действие, нужное дрессировщику. Совершенно ясно, что, не говоря уж о работе на манеже без заранее отработанной системы «посылов», но и просто общение с тигром, находящимся на свободе, — дело опасное. Однако Назарова уверенно делает это дело и добивается все новых результатов.
Основные из них: выезд с Пуршем на остров на Оби в Новосибирске, когда обнаружилось умение тигра плавать и даже любовь его к воде, наблюдения за поведением взрослых тигров в домашней обстановке в условиях гостиницы, упоминавшийся выше выезд с тигром в тайгу, где он получил свободу и играл со своей хозяйкой на лоне родной природы. Наконец, блестящий номер, показанный Маргаритой Назаровой в праздничной программе Московского цирка, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи, — игра с тигром в бассейне с водой — необычное зрелище, вызвавшее шумное одобрение зрителей.
На манеже цирка, превращенном в озеро, не огороженном клеткой, находясь с тигром в воде, дрессировщица играет со своим полосатым питомцем. Он гоняется за ней, ныряет, ловит зубами и лапами мяч, бросает его дрессировщице... Расшалившись, он пытается «утопить» хозяйку, а потом забавно удирает от нее... Зритель увлекается этой игрой и забывает о страшной опасности, которой подвергается дрессировщица, не думает о колоссальном вдумчивом труде, который предшествовал победе. Это — подлинное искусство, вполне заслуженно отмеченное золотой медалью лауреата фестиваля, которой международное жюри наградило Маргариту Назарову.
Хочется верить, что артистка внесет еще много нового в работу с тиграми и другими животными, расширяя свой вклад в развитие советского циркового искусства.
Б. Гершкович. Журнал "Советский цирк". Октябрь 1957 г.
Детство
Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в городе Пушкине Ленинградской области в семье лесника и сельской учительницы. Самые яркие впечатления о детских годах – это три теплых летних месяца с лесными цветами, кузнечиками, считалочками под кукушку, когда семья Назаровых жила в лесной сторожке. Однажды отец даже принес из леса настоящего медвежонка Миньку, у которого браконьеры убили мать. Девочка все лето пыталась научить косолапого танцевать, но из этого у будущей знаменитой дрессировщицы тогда ничего так и не вышло.
Еще одним прекрасным воспоминанием из детства был балет. В школьные годы Маргарита Назарова с подружками посещала занятия в балетной студии в Доме пионеров, семь лет там танцевала. Прекрасное время, беззаботное детство было прервано страшной войной.
Плен
Во время войны в 15-летнем возрасте Маргарита Назарова была отправлена в Германию. Для девушки начались дни плена, до краев наполненные мыслимыми и немыслимыми унижениями. В школе она изучала немецкий язык, могла более-менее общаться с немцами, благодаря чему и попала работать в богатый дом. Заметив пластичность и красоту своей русской служанки, хозяин определил ее в кабаре. У Маргариты Назаровой началась жизнь ночной танцовщицы.
Однажды во время выступления в кабаре ворвались русские солдаты. Увидев танцовщиц, заругались: "Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелять бы их всех". Девушка испугалась и крикнула: "Ребята, я - русская!" Вот так наступил долгожданный час освобождения.
Цирк
Вернувшись после окончания войны в 1945 году на Родину, девушка в Риге нашла маму с сестрами, а вот отец пропал без вести. Рита Назарова подготовила самостоятельно небольшой танцевально-акробатический номерок, с которым ее и приняли на работу в коллектив "Цирк на сцене".
Постепенно молодая циркачка стала вводить в свою программу животных - собак, лошадей. Так Маргарита Назарова проработала почти восемь лет и девушке вдруг захотелось чего-то большего, особенного, захотелось риска. Она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, и на одном из представлений лихо промчалась по вертикальной стене.
За этим не девичьим занятием ее и застал знаменитый в то время дрессировщик тигров Константин Константиновский. "Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? - спросил недоуменно Константиновский. - А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица". Маргарита Назарова, конечно же, согласилась работать с укротителем тигров.
"Изящная женщина в поблескивающем костюме входила в клетку и щелкала бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробирались тигры. Сколько труда потребовалось, чтобы тигр перестал бояться огня, преодолел инстинкт, с которым родился. Еще сигнал, и полосатые тела образовывали своеобразную постель. Дрессировщица спокойно, гордо располагалась на ней".
Кино
Дебют Маргариты Назаровой в кино состоялся в 1953 году в массовке приключенческого фильма "Случай в тайге" о работе сибирского промыслового хозяйства по разведению соболя.
В 1954 году Маргариту Назарову пригласили в качестве дублерши актрисы Людмилы Касаткиной на съемках лирико-эксцентрической комедии "Укротительница тигров". Людмила Касаткина наотрез отказалась сниматься в клетке с хищниками. В качестве ее дублерши и выступила тогда Маргарита Назарова.
В комедии "Полосатый рейс" Маргарита Назарова из ранга дублерши была переведена в исполнительницу одной из главных ролей. По легенде, своим появлением "Полосатый рейс" обязан Никите Хрущеву, который как-то заметил, что о знаменитой дрессировщице Назаровой надо бы снять фильм. Алексей Каплер и Виктор Конецкий тут же написали довольно непритязательный сценарий о скромном буфетчике советского торгпредства Шулейкине, блестящая роль Евгения Леонова, вынужденного, выдавая себя за дрессировщика, сопровождать на пароходе необычный груз — тигров.
Роль девушки, сумевшей "укротить" полосатых хулиганов, разбежавшихся по всему пароходу, отводилась как раз героине Маргариты Назаровой. Она же довольно живо и непосредственно сыграла свою Марианну, взбалмошную и жизнерадостную, активно добивающуюся любви сурового старпома, он же Иван Дмитриев. В народе и по сей день живут меткие выражения очаровательной Марианны: "Обыкновенная прическа. Форма называется "Я у мамы дурочка", "Он ко мне придирается! Он на меня внимания совсем не обращает!", "Бедненький, поцарапал тебя старпом".
Благодаря фильму "Полосатый рейс" об отважной дрессировщице Маргарите Назаровой, первой из женщин вошедшей в клетку с тиграми, узнал буквально весь мир. Назарова блестяще справилась не только со своими полосатыми питомцами, но и с ролью буфетчицы судна "Евгений Онегин", на котором перевозили тигров. У зрителей фильм имел оглушительный успех, критики же нет-нет, да упрекали его за то, что он, дескать, слишком смешной и легкомысленный!
Свою кинокарьеру блистательная повелительница свирепых хищников окончила, как впрочем, и начала, съемками в массовке в лирической драме "Стюардесса" по мотивам одноименного рассказа Юрия Нагибина у Владимира Краснопольского и Валерия Ускова на одной киноплощадке с именитыми актерами: Аллой Демидовой, Георгием Жженовым, Владимиром Этушем и Евгением Евстигнеевым.
Личная жизнь
Еще в молодости Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде, стояла на очереди в московском цирковом главке и попросила поселить в Нижнем, недалеко от цирка, прямо напротив огромного здания Нижегородской ярмарки. Здесь и жила великая укротительница тигров в квартире с выцветшими обоями, старинной арабской мебелью, мятыми полинявшими скатертями, с обычным шерстяным одеялом с нарисованным тигром, которое висело вместо ковра над диваном. Вот и все. Почти все дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии просто не хватало, чтобы прожить.
Весь быт Маргариты Назаровой говорил о нищете заслуженной актрисы, о нелегком житье - бытье одинокой пенсионерки. Маргариту Петровну постоянно мучили жуткие головные боли, последствие многочисленных производственных травм и сильного стресса, который она пережила в связи с преждевременной кончиной мужа.
Тигрица Юлька запустила когти в голову мужа Маргариты Назаровой -
Константиновского.
Мышцы тигрица не разорвала, просто поиграла, но после тигриных шуток
начался воспалительный
процесс мозга. В расцвете сил, в 52 года, муж Назаровой скончался. Сама
Маргарита
Назарова, легенда советского цирка, ушла из жизни 25 октября 2005 года в
Нижнем
Новгороде в возрасте 79 лет.
Автор - Катя ТУР
Использованные материалы: