Добавить в закладки | | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS |






















Друзья сайта










Муж на час Самара

Наш опрос

Ваши любимые цирковые артисты?
Всего ответов: 794

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Цирковые легенды

Династия Дуровых была основана более 145 лет назад Владимиром Леонидовичем Дуровым.

Владимир Леонидович Дуров родился 25 июня (по старому стилю) 1863 года в Москве, в дворянской семье. Род Дуровых старинный, первое упоминание о них в российских родословных книгах относится к XVI веку. В роду были думские дьяки, стрелецкие полковники, знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова – прабабушка Владимира Дурова; его отец Леонид Дмитриевич – участник Крымской кампании 1855 года.Рано оставшийся без родителей Владимир вместе с младшим братом Анатолием воспитывался в семье своего крестного отца. В детстве братья были отданы в Первый кадетский московский корпус, однако они мечтали только о цирке. Анатолия больше влекла акробатика, гимнастика и клоунада; Владимир изначально видел себя дрессировщиком. В соответствии с этим цирковая карьера братьев началась по-разному: уйдя из дома, Анатолий в 1880 году поступил в балаган Вайнштока; Владимир в 1881 году – в цирк-зверинец Винклера. И, хотя оба брата работали в жанре соло-клоунады с животными, главные акценты творческих направлений у них существенно различались.Для Анатолия Дурова основой была сатирическая направленность клоунады, уже к 1890 году он на афишах именовался "королем шутов". Животные выполняли вспомогательную роль в его репризах и программах.Мечтой же Владимира Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) он купил дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открыл "Уголок Дурова".Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире, поскольку здесь находился и "Театр Крошка", где выступали дрессированные животные, и обширный естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.После смерти Дурова в 1934 году "Уголок" возглавила его жена – Анна Игнатьевна. В молодости она была цирковой наездницей, а став женой и помощницей Дурова, взяла на себя все бытовые, хозяйственные и административные хлопоты по "Уголку".Династия Дуровых подарила отечеству четырех народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых; народных артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова; заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, заслуженного артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову.После Анны Игнатьевны "Уголок Дурова" возглавила Анна Владимировна Дурова-Садовская. С 1978 по 2007 год теперь уже "Страной чудес дедушки Дурова" руководила правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Юрьевна Дурова.С 2007 года художественным руководителем театра является правнук Владимира Леонидовича Дурова – народный артист России Юрий Юрьевич Дуров.

 Династия Запашныхдинастия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальником этой цирковой династии стал выходец из прибалтийских немцев клоун и музыкальной эксцентрик Карл Томсон, гастролировавший в России в конце XIX под псевдонимом Мильтонс. Дочь Мильтона Лидия уже с пятнадцати лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный.Михаил Запашный не имел цирковых корней, работал портовым грузчиком. Неимоверную силу молодого человека заметил легендарный борец Иван Поддубный и предложил Михаилу попробовать себя в цирке, в самом популярном тогда жанре французской борьбы. Выступать Михаил начал под псевдонимом "Орленок". Однако со временем предпочтения зрителей изменились; неимоверный успех борьбы пошел на убыль. Войдя в семью Мильтонов, Михаил Запашный начал осваивать новый для себя жанр силовой акробатики. Вместе с партнером он создал серию уникальных театрализованных силовых номеров; в один из них – "Акробаты-снайперы" – была включена стрельба из мелкокалиберной винтовки. Группа выступала под псевдонимом "Братья Мильтонс".В нарушение цирковых традиций, Михаил Запашный отказался возить детей с собой на гастроли: он купил маленький домик в Ленинграде, и оставлял там детей с бабушкой. Именно там младшие Запашные встретили Великую Отечественную войну. В блокаду их дом сгорел, бабушка с детьми переселилась в гримуборную цирка. И только позже, вывезенные по "Дороге жизни", младшие Запашные встретились в Поволжье с матерью Лидией Карловной, не сумевшей вернуться с гастролей в осажденный Ленинград. Здесь, в саратовском цирке, во время войны началась цирковая карьера следующего поколения Запашных – Вальтера, Мстислава и Игоря. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.   В 1954 году братья Запашные в полном составе: Вальтер, Мстислав, Сергей и Игорь выпустили номер "Акробаты – вольтижеры", равного которому нет до сих пор. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов их отметили золотой медалью. Затем Запашные опять удивили всех номером "Акробаты – вольтижеры" на лошадях.   Позже Вальтер и Мстислав Запашные стали выступать раздельно, причем оба пришли к дрессуре, которая считается высшей степенью циркового искусства. Сразу по двум линиям продолжается и цирковая династия Запашных.

Вальтер Запашный долгое время работал с тиграми. Создал аттракцион "Среди хищников", в котором участвовали тигры и львы, пантеры и рыси. Дрессировщик сумел объездить льва и даже совершить прыжок на грозном царе зверей с одного ренского колеса на другое. Вальтер Запашный – автор нескольких учебников по дрессуре.  После 70 лет Вальтер Запашный ушел на пенсию, передав свой аттракцион сыновьям – Эдгарду и Аскольду Запашным. Эдгард и Аскольд начали осваивать искусство цирка с раннего детства, прошли школу во многих жанрах: акробатика, жонглирование; учились управлять шотландским пони, выходили в манеж на утренники и участвовали в детских спектаклях. Старший, Эдгард, выступал с номером "Высшая школа верховой езды", а младший, Аскольд, выводил вместе с отцом ручного льва. В 1997 году в Екатеринбурге, братья Запашные дебютировали в аттракционе отца "Среди хищников".  Союз цирковых деятелей России объявил Эдгарда и Аскольда Запашных лауреатами премии "Артист 1997 года". В 1999 году им было присвоено звание заслуженных артистов России. В 2001 году они стали лауреатами национальной премии "Цирк".  В августе 2007 года Вальтер Михайлович Запашный скончался. На аллее памяти великих артистов цирка открыта золотая звезда, посвященная Народному артисту России Вальтеру Запашному.

Мстислав Запашный, параллельно с работой в манеже, окончил ГИТИС, стал режиссером цирковых программ "Спартак", "К звездам", "Русская зима", "Ярмарка чудес", "Наш русский цирк" и т.д. Вершиной его творчества стал аттракцион "Слоны и тигры", единственный в мире цирковой спектакль, в котором непримиримые в природе враги ведут себя в одной клетке как добрые друзья. За создание этого аттракциона Мстиславу Запашному была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1996 год.  Все работы Мстислава Запашного завоевали широкое признание в нашей стране и за рубежом. Он является лауреатом многих международных конкурсов циркового искусства: в Пекине (1956), Варшаве (1958), Париже (1965), Лондоне (1966); обладателем приза "Золотая богиня" за уникальную дрессуру (Япония, 1980), Серебряного кубка "Лучший дрессировщик" (Генуя, 1994).  Плодотворная деятельность Мстислава Запашного высоко оценена государством. Он награжден орденами, медалями и высшими наградами страны: "Народный артист Российской Федерации" (1980), "Народный артист СССР" (1990), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1994).  Одна из последних работ Мстислава Запашного – уникальный аттракцион "Тигры на зеркальных шарах. Триумф 21 века", выпуск которого состоялся в Сочи и в Москве в 2001 году. Исполнителем стал его сын, продолжатель династии – Мстислав Мстиславович Запашный, народный артист России (2003). За идею, режиссуру и постановку этого уникального циркового произведения Мстислав Михайлович был удостоен премии "Цирк‑2002"; а его сын – Гран-при международного конкурса национальной премии "Цирк".

Киодинастия иллюзионистов. Основателем династии был Эмиль Теодорович Кио (1894-1965). Настоящая фамилия Эмиля Кио, которая казалась иллюзионисту неподходящей для цирковых афиш, – Гиршфельд-Ренард. Свой псевдоним он в буквальном смысле нашел на улице, увидев вечером вывеску, на которой горело загадочное слово "КИО". Позже оказалось, что это была вывеска кинотеатра, на которой перегорела одна буква.  Эмиль Кио был первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, перенесшим свои выступления со сцены на цирковую арену. Это существенно увеличило сложность программ, так как иллюзионные трюки стали обозреваться зрителями со всех сторон. При этом Кио был первым советским иллюзионистом, снявшим со своих представлений покров мистики и таинственности. Он избавился от восточной атрибутики и стал выходить на арену во фраке. Главный акцент своих представлений Эмиль Кио ставил на то, что он загадывает зрителям интеллектуальные загадки и головоломки. Эмиль Теодорович придумал и впервые показал целый ряд фокусов, принципами которых до сих пор пользуется большинство иллюзионистов. В 1960 году в Англии Эмиль Кио был признан лучшим фокусником мира, а годом позже в Дании получил золотую медаль Международной артистической ложи.  Династию продолжили два сына Эмиля Кио, два сводных брата – Эмиль и Игорь. Работая в жанре иллюзиона, братья отличались по творческой манере, поэтому с самого начала решили выступать по отдельности.  Старший, Эмиль (род. в 1938 году), по настоянию отца окончил Московский инженерно-строительный институт и несколько лет проработал по специальности. Однако цирковые гены оказались сильнее, ведь впервые на манеже Эмиль-младший оказался в два года, случайно оказавшись за кулисами в одном из "волшебных" сундуков отца. Технические знания, полученные Эмилем Кио в институте, позже оказали иллюзионисту большую услугу при конструировании реквизита, имеющего для иллюзиониста первоочередное значение. Именно Эмилем был рассчитана и разработана "волшебная веревка", когда гимнаст исполняет свои трюки на вертикально стоящем незакрепленном канате.  В 1990 году Эмиль Кио был удостоен звания народного артиста России.   Сегодня Эмиль Кио – председатель "Союза цирковых деятелей России".   Младший брат, Игорь (1944-2006), в отличие от Эмиля, к цирковой карьере готовился с детства, последовательно и целеустремленно. Его мать была главной ассистенткой в спектаклях Эмиля Кио-старшего, и после его смерти весь репертуар, реквизит и аппаратура отца перешли в руки Игоря. Это знаменитые номера "Сжигание женщины", "Превращение женщины во льва", "Распиливание женщины".  В то же время Игорь Кио принципиально не брал готовые фокусы и трюки, а предпочитал все делать сам. Им был выпущен ряд принципиально новых номеров, среди которых "Моды", "Аквариум", "Рояль в воздухе", "Ящик гудения", "Появление медвежонка" и др. Игоря Кио называют "загадкой 20 века", "королем волшебников". На сегодняшний день он – единственный иллюзионист, который был удостоен Международной премии "Оскар" (Бельгия, 1970), которая ежегодно вручается с формулировкой "Лучшему артисту".  Игорь Кио в работе никогда не ограничивался только цирком. Он выступал во Дворцах спорта и театрах во многих городах страны. Ставил программы в Театре эстрады, шоу и передачи на телевидении (в том числе – шестисерийный цикл "Все клоуны", посвященный выдающимся мастерам клоунады).  В 1989 году Игорь Кио ушел из Союзгосцирка и создал фирму "Шоу-иллюзион Игоря Кио".  Игорь Кио скончался 30 августа 2006 года.  Династию Кио могут продолжить внуки иллюзиониста – Игорь и Никита.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Именно в этот год было выдано разрешение губернатора Нижнего Новгорода на работу на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии – Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) – дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР. У Ивана Филатова и его жены Таисии Яковлевны (гротеск-наездницы) было 13 детей, двое из них продолжили цирковую династию – Мария Ивановна Филатова (в замужестве Корнилова) и Валентин Иванович Филатов (1920‑1979).  Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк" созданный Валентином Филатовым в содружестве с режиссерами Георгием Венециановым и Изяславом Немчинским в 1949 году.  Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери – Людмила и Татьяна – и их мужья.  В 1975 году была создана новая программа "Цирк зверей", включающая номера "Экзотическая группа животных" под руководством заслуженной артистки СССР Людмилы Филатовой, "Леопарды и лошади" под руководством Валерия  Филатова (муж Людмилы Филатовой (настоящая фамилия Дацюк), "Индийский слон" под руководством народной артистки России Татьяны Филатовой, "Акробатический этюд с шимпанзе" под руководством заслуженного артиста России Александра Горина (муж Татьяны Филатовой) и великий аттракцион "Медвежий цирк" Валентина Филатова. В 1979 году в программу был включен новый номер "Иллюзия с дрессированными животными" под руководством Юлии Филатовой (внучка Валентина Филатова, дочь Людмилы и Валерия Филатовых).  В 1994 году произошло разделение программы, и было создано два коллектива: в первый входил "Медвежий аттракцион" и "Индийский слон" (руководители Татьяна Филатова и Александр Горин), во второй – "Экзотическая группа животных" и "Леопарды и лошади" (руководители Людмила и Валерий Филатовы). В 1998 году был создан номер "Медведи – акробаты" под руководством Андрея Клыкова (муж Юлии Филатовой), который влился в коллектив Людмилы и Валерия Филатовых.  В 2001 году Юлией Филатовой и Андреем Клыковым был образован новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР В. И. Филатова, где были полностью переделаны и заново поставлены с новыми музыкальными и сценическими оформлениями, трюковыми композициями: "Экзотическая группа животных", "Медведи акробаты", "Леопарды".  В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Кантемировыдинастия наездников-джигитов. Ее основателем по праву называют Алибека Тузаровича Кантемирова (1882‑1975), дебют которого состоялся в 1907 году в Батумском цирке с номером "Соло-джигит". Впоследствии он стал создателем отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино, был удостоен звания народного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств Северной Осетии и других высоких наград. По сей день остается феноменальным достижением "коронный" трюк Алибека Кантемирова: артист на полном галопе "уходил" под живот лошади и вылезал на круп между задних ног мчащегося по кругу коня.  В 1924 году впервые в советском и мировом цирке основатель династии создал групповой конный аттракцион джигитовки. Труппа, названная "Джигиты Али-Бек", одной из первых в советской России получила возможность гастролировать в лучших европейских цирках.  Артисты труппы Кантемировых в качестве дрессировщиков, каскадеров и актеров принимали участие в съемках более чем 50-ти отечественных кинофильмов, положив основу особой профессии в киноискусстве – конного каскадера.  В 40-70 годы прошлого столетия славу мастеров конного цирка упрочили и приумножили представители второго поколения династии Кантемировых: народный артист Северной Осетии, возглавивший в начале 1970-х цирковое этнографическое обозрение "Картины Кавказа", Хасанбек Алибекович Кантемиров, Народный артист СССР и России, неоднократный чемпион России по конному спорту, возглавивший труппу "Али-Бек" в 1968 году Ирбек Алибекович Кантемиров и народный артист Северной Осетии Мухтарбек Алибекович Кантемиров.  В ансамбле, основанном Алибеком Тузаровичем, начинали свою артистическую карьеру внуки Алибека, дети Хасанбека Кантемирова: заслуженная артистка России Каджана, Али-Бек и Анатолий Кантемировы.  Мухтарбек Кантемиров, выйдя из состава труппы отца, создал оригинальный конно‑акробатический театр "Каскадер", специализирующийся в постановках на исторические и батальные сюжеты.  В 1994 году труппу "Али-Бек" возглавил внук прославленного деда, сын Ирбека, заслуженный артист России, лауреат национальной премии "Цирк" (2001) Маирбек Кантемиров. Маирбек Кантемиров осуществил постановку эпического конно-акробатического аттракциона "Скифы", из которого со временем родился спектакль "Star gazer". В 2006 году в Канаде Маирбек Кантемиров создал полноформатное многожанровое цирковое шоу в двух отделениях "Avaia", которое органично вобрало в себя исторический и профессиональный опыт кантемировской школы и новейшие достижения современного мирового шоу-бизнеса.  В 2007 году династия Кантемировых отметила 100-летний юбилей.

Багдасаровыдинастия укротителей тигров.

Цирковая династия Багдасаровых берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева, начавшего свою работу на арене гимнастом в 1937 году. Отец Артура и Карины – Михаил Ашотович Багдасаров – все детство провел в цирке, в шестнадцать лет уже работал униформистом (помогал выносить и убирать инвентарь с арены). В 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой. В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса "Давид Сасунский" с участием львов, тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум.  В 1991 году был выпущен новый аттракцион "Тигры-Шоу" с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова – Артур.   В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России.

Таисия Корнилова - Народная артистка России, Лауреат премии Москвы, Призер международного фестиваля в Вероне, сценарист, режиссер, художественный руководитель программ "Вокруг света", "Путешествие в джунгли", готовится к постановке эстрадно-цирковой спектакль "Skyland".

Андрей Корнилов - Дементьев - клоун, дрессировщик, режиссер, выпускник ГИТИСа.
Династия Корниловых занимает почетное место среди российских представителей циркового искусства, да и в мире она уже давно успела себя зарекомендовать как одна из самых знаменитых и легендарных цирковых династий. Они беспрестанно в разъездах: в Венгрии, Гонконге, Сингапуре, Австралии, Италии, Америке, Норвегии, Швеции, Японии, Франции, Турции, Бельгии. Трудно назвать страну, в которой не проходили гастроли труппы. Эта семья хранит немало историй, способных дать немало тем для множества захватывающих романов.
Как все начиналось….  А началось все еще при царе-батюшке, на раздольном самарском берегу Волги. Во время увольнения с корабля на берег моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ярмарку, где давал представления передвижной цирк, (по тем временам он назывался зверинец), Ивана Лазаревича Филатова. И все бы ничего, да пленил бравого моряка взгляд девушки зpа кассой - дочери хозяина, очаровательной Марии Ивановны. Ничего не смог с собой поделать Александр Иванович, женился и поменял морскую стихию на не менее опасную и романтичную - цирковую.  Как и все новички, поначалу трудился он служащим арены, не гнушался никакой черной работы, а потом, поднаторев в дрессуре, стал сам работать на манеже, создал свой аттракцион.Именно так, из небольшого циркового балаганчика, раскинувшегося некогда на волжском берегу, взяли свое начало две знаменитые на весь мир цирковые династии - Филатовых, прославившихся дрессурой медведей и других хищников, и Корниловых, создавших уникальные традиции дрессуры слонов.  Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил сын Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программы прославили советский цирк далеко за пределами родины.  Его дочь Таисия, как почти все цирковые дети, с шести лет работала на арене, была полноправным участником отцовского аттракциона. После слов конферансье "Слоненок Майя и девочка Тая!" маленькая Тая совершила свой первый выезд на арену. И уже тогда она впервые поняла: цирк и она неразделимы. Именно тогда впервые, по капризу Ее Величества Судьбы и увидел ее на манеже рижского цирка будущий супруг Алексей Дементьев, шестилетним мальчишкой, сидя рядом со своим отцом, он с белой завистью наблюдал за работой ровесницы на арене. Шли годы, но Судьба и не думала забывать о своих звездных планах. Лет через десять программа Корнилова опять гастролировала в Риге и Таисия, уже старшеклассница, красавица и достаточно опытная артистка цирка, "звезда" номера, пришла учиться именно в ту школу, где уже грыз гранит науки тот самый мальчуган, некогда восторженно наблюдавший за программой, а теперь гроза всей школы, отчаянный хулиган и спортсмен-боксер. Та рижская школа, видимо, призвана была воспитывать будущих "звезд" российской культуры, потому как в классе Алексея училась не кто иная, как будущий создатель популярнейшего балета "Тодес" Алла Духова. Именно она, уже тогда обладая мудростью и умением дружить, поспособствовала тому, что первая мимолетная стычка двух молодых людей переросла в дружбу, которая очень скоро стала любовью. Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о своем желании жениться на Таисии. Делать было нечего, и два почтенных семейства - знаменитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, дабы обсудить будущее непреклонных в своем желании соединить судьбу чад. Требование Корнилова было жестким - тот, кто хочет жить с его дочерью, должен посвятить себя цирку.

Почти как у Ромео и Джульетты…

 Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о своем желании жениться на Таисии. И два почтенных семейства - знаменитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, дабы обсудить будущее непреклонных в своем желании соединить судьбу чад. Требование главы цирковой династии Анатолия Корнилова было жестким - тот, кто хочет жить с его дочерью, должен посвятить себя цирку. На что глава семьи Дементьевых, человек нрава строгого, возмутился от одной мысли, что его сын будет "крутить слонам хвосты". Все разругались, на том и разошлись. Но Алексей Дементьев не был бы сам собою, если бы позволил кому-то решить свою судьбу вместо себя. Ночь ушла на размышления, а уже в шесть утра упрямый парень звонил в дверь Корниловых. Анатолий Александрович грозно спросил: "Что ты хочешь?" Будущий зять потребовал ручку и бумагу и написал заявление о приеме на работу в цирк. Ему, как и его невесте, было в ту пору восемнадцать лет.

Цирковое счастье…

Цена любви к "звезде" цирка оказалась немалой - четырнадцать лет, начиная с того памятного утра, бросив все прежние планы, ее молодой муж работал простым служащим арены, пока не познал все тонкости искусства дрессировки слонов. Только после этого он вошел в номер. Творческий тандем двух таких выдающихся личностей оказался идеален - Алексей, помимо дрессуры, занимался всеми вопросами административного характера, Таисия взяла на себя творческую, режиссерскую сторону программы. Создали свой собственный цирк шапито, с которым успешно гастролировали по многим городам и странам.
Супругам не было еще и тридцати, когда они получили звание заслуженных артистов и всего по тридцать девять, когда стали самыми молодыми народными артистами России. Получили государственную премию Москвы.

Боль потери…

В 2000 году полным ходом шла работа над важным и ответственным проектом - цирк Корниловых-Дементьевых отправлялся в длительные гастроли по Бельгии и всей остальной Европе. Алексей с коллективом своей автотранспортной фирмы целый месяц, без сна и отдыха, разрабатывал и воплощал в жизнь уникальный проект "слоновозки", в которую с комфортом для дальней дороги могли поместиться сразу три слона и три лошади. В дальний путь вышла колонна из пяти машин с животными и реквизитом. Алексей Дементьев ехал в замыкающей. Сказался месяц бессонной изматывающей работы - он заснул за рулем, выехал на встречную полосу и погиб от лобового столкновения.

Прощались с ним дважды - на манеже цирка на Цветном бульваре, где после так же прощались только с Юрием Никулиным, и в родной Риге. Гастроли в Бельгию не отменили - слишком много сил было вложено в них. Можно только догадываться, какого неимоверного мужества стоило Таисии провести этот последний проект мужа. Каждый вечер, в разных городах и странах, выходила она на арену - неизменно красивая и сияющая, чтобы ни один зритель, пришедший в цирк получить свою порцию радости, не догадался, какая неотступная душевная боль живет в этой хрупкой, но такой сильной женщине. Но рядом встал сын Андрей.

Андрей Корнилов

Андрей, как и все дети, "родившиеся в опилках", с первых шагов впитал все навыки, необходимые цирковому артисту. Можно сказать, он родился в школе дрессуры - в династии, которая передает свои секреты от отца к сыну, дает то, чему не научит ни какое учебное заведение, никакая книжка: умение чувствовать животное, интуитивно понимать его индивидуальный характер, воспринимать как близкое и родное существо. И учит самому главному, без чего никогда не состоится дрессировщик - ответственности перед животными, когда их комфорт и благополучие стоят выше своего собственного.
Первый выход на манеж будущего артиста случился, когда ему было двенадцать лет, в цирке на Цветном бульваре, с легкой руки Юрия Владимировича Никулина - была доверена роль мальчика из зрительного зала, которого выводят на манеж, сажают на хобот слона и тот его крутит, как на карусели. Позже, когда мама ушла в декрет, Андрей начал работать как акробат в отцовском номере с африканским слоном.
   В семнадцать-восемнадцать лет возникло желание сменить профессию, пришла мечта поступить во ВГИК, заниматься режиссурой театра и кино. Разумеется, такая перемена предполагала уход из программы. Начались трения. Позиция отца была жесткой - требовал, чтобы Андрей продолжал работать со слонами. Правда, все же оставлял сыну возможность выбора: "Вот еще номер сделаем, и тогда …"Но судьба все решила за них обоих.
   После гибели отца не только люди, но и животные прореагировали на уход "вожака". Африканская слониха, прославившая семью и слушавшаяся только Алексея, вдруг начала проявлять агрессивность, и в результате серьезно травмировала нового дрессировщика, ее же пришлось отправить в зоопарк.Восемнадцатилетний Андрей взял в свои руки слоновий коллектив, заставил беспрекословно подчиняться себе как новому "вожаку". Сейчас он продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. В этом году закончил режиссерский факультет ГИТИСА Есть такая мечта сниматься в кино, как Юрий Никулин, и совмещать это с работой. "Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему" - говорит Андрей. И каждый вечер, во время представления он, блистая артистизмом, дарит радость зрителю, каждое его появление на манеже приковывает внимание удивительными перевоплощениями, будь то реприза или аттракцион со слонами, заставляя поверить, что искусство цирка - всего лишь легкая и непринужденная игра, а гигантское животное само по себе играет свою роль в спектакле. Цирковая судьба не отпустила Андрея Дементьева-Корнилова с пути, которому многие десятилетия служили и служат его предки!

 Материал подготовлен на основе информации открытых источников

К началу страницы
Вверх | Top

Печать страницы