Московский цирк на Цветном бульваре — одно из самых весёлых мест в городе. По крайней мере, именно таким задумывал его основатель Альберт Саламонский, который говорил: «Что это за цирк, если публика в нём мало смеётся?». Альберт был потомственным цирковым артистом, наездником и дрессировщиком лошадей, а кроме того — талантливым предпринимателем. За свою жизнь он создал и открыл несколько цирков — в Берлине, Риге, Одессе, Дубулты (Латвия) и Москве. Правда, сегодня мало кто помнит о Саламонском, потому что в 1996 году цирк был официально назван именем его гениального артиста и впоследствии директора, с тех пор он так и называется: «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».
«Старый», как иногда называют его в Москве, цирк (в отличие от нового на проспекте Вернадского) открылся 20 октября 1880 года. Альберту Саламонскому хотелось, чтобы цирк стал развлечением не только для богатой публики, как это было в те времена, но и для людей попроще. Поэтому в зале были как ложи с креслами, так и дешёвая галёрка, где народ воспринимал высокое цирковое искусство исключительно стоя.
Саламонский и его лошади тоже, разумеется, принимали участие в представлениях. О его номерах с животными зрители вспоминали с восторгом: как всадник гарцует на коне, идущем по двум брёвнам на высоте пяти метров; как делает сальто-мортале на неосёдланной лошади; как его кони танцуют польку и вальс, как перепрыгивают друг через друга без разбега.
Цирк в Москве Саламонский построил в кредит, так как денег катастрофически не хватало. Несколько лет после окончания стройки, когда цирк уже начал работать, артист отдавал долги. А когда заведение начало приносить чистую прибыль, первый же рубль из этих денег он вставил в рамку и повесил в цирке — специально, чтобы «приманивал» доходы. Ну, доходы и правда пошли, но это, разумеется, заслуга не талисмана, а циркового и предпринимательского таланта самого Саламонского. Например, именно при нём впервые на представления стали приходить дети, ведь до этого считалось, что цирк — развлечение исключительно для взрослых. Саламонский сообразил, что дети — самые благодарные цирковые зрители, поэтому по воскресеньям по утрам устраивались специальные представления для детей (утренники), а на Рождество организовывали праздничные ёлки с хороводами и играми, а в конце дети получали подарки. Для юных зрителей даже ставили особые балеты и пантомимы. Ещё одним отличным маркетинговым ходом Саламонского стал... буфет, который работал в здании цирка с утра до ночи. Войти туда можно было, не покупая билет на представление, поэтому публика приходила перекусить просто так. Зато какие чувства испытывали посетители кафе, глядя на выходящих с представления взволнованных и восхищённых зрителей! Как тут не купить билет — хотя бы просто от зависти! Кроме того, сами артисты часто заходили в буфет после представления — поиграть в карты, выпить-закусить, поболтать и отдохнуть. Говорят, что с артистами здесь любили посидеть богатые зрители — такие, как водочный магнат Смирнов, кондитер Филиппов, нефтепромышленник Красильников.
После революции 1917 года частная собственность была отменена, цирк национализирован, но не превратился в склад или клуб, как тогда нередко случалось. В 1919 году он получил статус первого государственного цирка, в котором продолжались представления. Они шли даже во время Великой Отечественной войны и носили ярко выраженный антифашистский характер — особенно преуспевали в этом «жанре» клоуны.
Московский цирк на Цветном бульваре воспитал огромное количество знаменитых на весь мир артистов. Здесь выступали дрессировщик лошадей Сарват Бегбуди и укротительница львов Ирина Бугримова, Валентин Филатов со своими медведями и Борис Шахет с блестящим шоу «Слоны и танцовщицы», гимнаст-эквилибрист Леонид Костюк и гимнасты Валерий и Юрий Пантелеенко, клоуны Карандаш (Михаил Румянцев), Олег Попов, Леонид Енгибаров,Юрий Никулин.
В 1985 году старое здание цирка было сломано, на его месте построено новое, и цирк снова зажёг свои огни в 1989 году.
А перед новым зданием старого цирка навсегда поселился бронзовый Юрий Никулин, выходящий из своего автомобиля Adler Trumpf, известного по фильму «Кавказская пленница». Зрители и прохожие считают, что надо непременно потереть памятнику нос — это якобы приносит удачу.
Елена Воронова