10:31 Цирк — это семейное шоу | |
Московский цирк им. Юрия Никулина
ежегодно приезжает в город Новороссийск, начиная с 2006 года. И каждый
раз с новой великолепной цирковой программой. С 20 сентября шапито
радушно принимает гостей всех возрастов. О специфике жанра циркового
искусства и о ситуации в России рассказал генеральный директор цирка
Максим Юрьевич Никулин на пресс-конференции, прошедшей в Новороссийске. Максим Юрьевич сказал: «Каждый год мы привозим совершенно новые программы, совершенно других артистов, совершенно другие номера, чтобы не повторяться. Программа достойная. Этот год для нас является особенным - исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Владимировича». В Москве новый сезон цирка открывается через месяц. С 20 октября начнет работу проект, посвященный 90-летию Юрия Владимировича. В качестве прелюдии к этому грандиозному событию был запланирован двухнедельный фестиваль клоунов с участием супер-звезды мирового цирка — клоуна Фумагалли. «Мы пригласили его на две недели, так как он человек занятой, контрактный. Ему работать с нами понравилось. Даже не мы просили, а он нас просил поработать на сцене», - говорит Максим Юрьевич. На вопрос о номерах руководителю отвечать было несколько сложно: «Я вам не буду про номера рассказывать. Потому что, есть номера, которых я сам не видел. Ведь число моих артистов бесконечно, они востребованы в разных цирках, в разных странах. Мы всегда стараемся набирать талантливых артистов, интересных, прежде всего, зрителю». «Про программу говорить тоже довольно сложно, - сказал Максим Юрьевич, - это ведь программа, которую нужно смотреть. О ней рассказывать бесполезно, даже по телевизору показывать бесполезно, потому что совершенно разное восприятие. Театр показывать по телевизору трудно, а цирк — вообще не возможно. Это совершенно другое пространство. Ощущение круглого манежа — это само по себе что-то «другое». Любая программа должна быть, прежде всего, интересной. Это семейное шоу: папам нравится одно, мамам другое, кому-то костюмы, другому ещё что-то. Понятно, что всем понравиться не возможно, но ощущение праздника у публики, конечно же, преобладает». По словам Максима Юрьевича, та программа, которая показывается в Новороссийске и некоторых других городах, практически не отличается от той, что демонстрируется в Москве, если говорить о стационарных цирках, или, как в случае с Новороссийском, если шатер достаточно большой для воздушных номеров. В шапито же многие номера исполнить невозможно по чисто техническим причинам. О цирковой реформе в России На вопрос, ощущает ли Максим Юрьевич на себе какое-либо влияние «цирковой реформы», которая в свое время уже проявила себя на примере Росгорцирка, он ответил: «Нет, ничего подобного я пока не ощущаю. И уж точно ни в каких реформах не нуждаюсь. Китайцы говорят: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Ну, а если рассматривать взаимоотношения с государственной структурой, то тут, конечно, все поменялось к лучшему. У нас нормальные взаимоотношения. Вообще, в Москве и в других городах России программа под нашей маркой «Цирк Никулина» сегодня работает. Бренд звучит». Но в отношении циркового дела в целом по России все гораздо сложнее, чем хотелось бы. По словам Максима Юрьевича, корень проблем заключается в том, что цирку не оказывается внимания со стороны так называемых «высших сфер», более высокого руководства. «Так устроено во всех странах: если нет внимания «сверху», собственную инициативу никто проявлять не будет. Пока не будет сломана эта тенденция, ничего не изменится», - заявляет он. «Основная проблема — это здание и отсутствие заинтересованности зазывать народ в цирк. Когда в этой среде появятся грамотные, продвинутые в бизнесс-плане люди, тогда они начнут что-то изобретать и предпринимать», - заключает Никулин. Строительство стационарных цирков Отвечая на вопрос, оправдано ли будет строительство стационарного цирка в Новороссийске, Максим Юрьевич ответил категорично и весьма развернуто. Он рассказал о том, как происходит строительство и реставрация таких специфичных зданий в отдельных городах России. «Ни в коем случае не оправдано. Он будет «гореть». Есть простой пример: город Тверь. В нём Юрий Владимирович Никулин начинал свою карьеру, и впоследствии периодически туда возвращался. В Твери он заканчивал работать как раз уже в стационарном цирке. Я хорошо помню то время. Сначала был шапито. Отец работал по два-три месяца в роскошном месте на берегу Волги, в парке. Люди ждали очередного момента начала работы этого шапито. А когда построили стационар — люди перестали ходить. Потому что стационар — это что-то постоянное: можно прийти завтра, можно послезавтра, он никуда не денется. А шапито приехал, но завтра уедет, поэтому на него нужно пойти сегодня, или, по крайней мере, завтра, потому что потом будет уже поздно». По словам Максима Юрьевича, стационар — это очень большие расходы. «Это штат, электричество, тепло, вода и земля. Это зарплаты и гостиницы для артистов. Огромное, в принципе, хозяйство, - говорит руководитель, - я по своему опыту знаю, что это такое. И если его постоянно не эксплуатировать, не подпитывать, то оно будет «гореть», будет в убытке. Новороссийск — это не Москва, которая как проходной двор. Там толпы туристов, приезжих и прочих. А здесь программа может идти месяц. Тот, кто захочет, ее посмотрит. А дальше что? Менять программу?! И что это будет, двенадцать программ в год? Или десять программ? Невозможно, люди не будут десять раз ходить в цирк. Какой бы интересной программа ни была». Другими словами, по мнению Максима Никулина, строительство стационарного цирка в средних городах — это ошибка. Ведь подобный проект, по его словам, обойдется не менее трехсот миллионов рублей. Цирк — это не монолитный дом и не завод. У этого здания совершенно другая структура, и содержать его, систематически подпитывая, крайне не рентабельно для средних городов России. «В прошлом году мы с этим столкнулись, - рассказывает Максим Юрьевич, - нас пригласили в качестве консультантов в Ашхабад, и я отправил туда наших специалистов. Там тоже строят цирк. Вернее сказать, предыдущий цирк практически развалился, и они его, можно сказать, строят заново. Но они не знают, как? Они не умеют. Они нас пригласили, но, к сожалению, поздно. Они построили, и начали рассказывать, что к чему, но это уже не переделать. То же самое в Черкессии: им сказали строить — они строят. Но они не умеют этого делать. Им и проект создавали не специалисты, они тоже приезжали к нам на Цветной. Это очень сложная штука». «Россия — столица цирка» В мире очень мало цирковых зданий. Во Франции есть роскошный цирк «Наполеон», цирк «Жюль Верн», выстроенный из дерева по чертежам самого Жюля Верна. Есть Королевский цирк в Брюселе; Королевский цирк в Стокгольме, правда, сейчас он уже не работает как цирк. Ну, и по пальцам можно перечислить ещё 5-6 зданий. Во Франции есть цирковая архитектура. В начале и ближе к середине прошлого века, в каждом большом городе Франции было здание цирка, но сейчас их нет. Они не рентабельны. Как сказал Максим Юрьевич: «Европа вся «на колёсах», вся в шапито». Но можно ли сказать, что Россия — столица цирка? Максим Юрьевич отвечает, что можно: «Россия — да. Можно так сказать. Но это тоже не однозначно, потому что, в свое время, настроили дворцов, в 50-е, 60-е годы, и далее, как в Ярославле - на реанимирование. Начали вкладывать сумасшедшие деньги. Я не строитель, конечно, но кое-что рассказать могу. Там первые пять рядов были устроены так, что там можно сидеть только боком. Очень близко расположены ряды друг к другу. Это в качестве примера. Их спрашивают: - А что между рядами? - Доска, пятидесятка. - Что, простая доска? - Нет, не простая. Крашеная! - А где у вас схема энергоснабжения? - Пока нету, до этого ещё не дошли... И вот какой вопрос возникает, - продолжает Максим Юрьевич, - сейчас построите цирк, а кто его будет эксплуатировать? Вопрос в том, кто будет само здание эксплуатировать? Специалисты по свету, по звуку, директор, бухгалтерия. Бухгалтерия своеобразная в цирке, потому что это корма для животных, ставки, поверьте, здесь есть своя специфика. Это не завод. Поэтому тоже ведь вопрос: «откуда брать специалистов?» Через два месяца сдавать проект, а там еще «конь не валялся»». В процессе экономии средств, проект сократили. Убрали административную и закулисную части. «Мы спрашиваем, - рассказывает Никулин, - а где животные-то будут жить?» Нам отвечают: «В зоопарке». Что же это получается, слоны и тигры будут на такси ездить каждый день из зоопарка? То есть нет понимания». «Есть ещё интересные моменты, - рассказывает Максим Юрьевич. - Мы работали в Курске, года четыре назад. Мой старший сын поехал туда работать. Кстати, сегодня он приедет, и будет вести программу здесь, в Новороссийске. Я ему звоню: «Ну как, открылись?» Он говорит: «Да, но странное дело. Понимаешь, то ли это Курская магнитная аномалия влияет так на мозги... Люди не хлопают. Публика не аплодирует, артисты уходят, практически, под звуки собственных шагов. Видно, что людям нравится, тем, кто приходит. Но в цирке меньше половины зала. Потом человек подходит к кассе и говорит: «Здравствуйте. Цирк, да? А какая программа?» Ему объясняют... Он говорит «Спасибо» и уходит... Зачем приходил?» Потом я вспомнил. Открыл книжку отца, где он пишет о гастролях: «Есть города не цирковые. Например, Курск». Мне вспомнить бы раньше об этом… Есть необъяснимые вещи», - вспоминает Максим Юрьевич. А Новороссийск — цирковой? На вопрос о том, является ли Новороссийск подтверждением феномена «курской цирковой аномалии», Никулин ответил следующее: «Нет. Здесь гораздо проще. Но и хитовых аншлагов здесь тоже нет. Но людям нравится, они очень благодарны. Некоторые звонят, благодарят, кто-то говорит, что еще раз пойдет, все нормально в этом плане. Но город не простой. Знаете, города бывают по-разному непростыми. Вот Одесса, - подчеркивает Максим Юрьевич, - город сложный. Очень цирковой, но очень сложный. Мы сейчас заканчиваем там работать, у меня тур по Украине и первый город был Одесса... И мне говорили, что первый город всегда очень сдержан. Очень спокойно народ реагирует. И только потом, когда разошлось, после того, как пошла устная реклама, рассказывают друг другу, следующая публика уже более оживленно реагирует. А первые — это такие скептики: «Ну-ка, что там ещё нам покажут? Чем нас попробуют удивить?» Такое отношение, наверное, сложилось исторически, к театру и к цирку». Так же, по словам Максима Юрьевича, очень сложными городами являются Анапа и Геленджик. Поскольку люди приезжают туда, в основном, для того, что бы, как говорится «покупаться и отдохнуть», нельзя сказать, что народ особо заинтересован в цирковых представлениях. Кто-то, возможно, пойдет в цирк, кто-то нет. Российский цирк в Японии «В Японии так же сложная ситуация сложилась, - начинает рассказ Максим Юрьевич. - Японец построил у себя на родине, рядом с Дисней-Лэндом, цирк, и привез туда нашу труппу. В итоге он прогорел «по-черному». Предъявлял нам претензии, говорил, что его обманули. Говорил: «это не цирк!». «В их понимании, цирк — это только для детей. Они очень консервативны. В их понимании все еще советский цирк: девочка на шаре, воздушные гимнасты, джигиты и собаки. «А остальное нам не надо». Это следствие своеобразной модернизации, проведенной в цирке им. Никулина. Труппа успешно гастролирует по Европе, но уже под другим названием «Цирк-Модерн-Традисионале». Цирк стал более современным. По словам Максима Юрьевича, осуществляется совершенно другой подход к работе: «Мы стараемся, чтобы всегда присутствовала какая-либо история, за которой нужно следить. Поэтому я всегда говорю, что у меня в цирке нет жонглеров, канатоходцев и эквилибристов. Не только цирковые артисты. Здесь очень важны такие специалисты, как балетмейстеры, художники по костюмам и режиссеры». Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ и Дмитрий ПОНОМАРЕВ. Великая Эпоха (The Epoch Times) Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/52660/9/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |